В российском образовании "сложились ножницы" Егорьевск опять в топе с 7:50

 
 Егорьевск опять в топе с 7:50
 
В российских вузах — горячая пора, идет прием документов и зачисление. Так кем хотят быть вчерашние школьники и о чем мечтают?
На острове Русский, на берегу Японского моря, на площади в 800 тысяч квадратных метров — целый город. Кампус Дальневосточного федерального университета одним своим видом притягивает тысячи абитуриентов со всех концов страны.
"Конкурс уже превышает 12-15 человек на место, и мы думаем, что к окончанию приемной кампании конкурс достигнет 25-30 человек на место", — сказал Андрей Шушин, заместитель председателя приемной комиссии ДВФУ.
Университет был образован путем слияния нескольких вузов Приморья. Похоже, эксперимент удался, раз едут именно сюда. Лиза Бояркина, например, приехала из Краснодарского края изучать международные отношения и китайский язык. "Мне кажется, что в ближайшем будущем это будет востребованная специальность", — отметила девушка.
Но пока таких образовательных центров притяжения в регионах немного. Большой поток устремился в те столичные вузы, что попадают в ежегодные рейтинги. В этом году первое место традиционно у МГУ.
В приемных комиссиях — самые жаркие дни, идет прием документов.
"Поступить в МГУ на механико-математический факультет легче, чем учиться. К нам многие поступают но потом не выдерживают, разочаровываются", — сказал один из студентов МГУ.
В коридорах — родители. Переживают больше детей. Подавать документы приходят семьями.
"Человек может подать документы на три факультета. Внутри факультетов — на несколько специальностей. У него есть до десяти возможностей. Конкурс — около семи человек по заявлениям. А реальный конкурс — два-три человека. Это нормальный конкурс", — сказал академик РАН, ректор МГУ Виктор Садовничий.
Впервые за много лет учиться на инженеров идут столько же, сколько на юристов и экономистов. В престижную Бауманку уже подали документы шесть тысяч выпускников. Зачислят на первый курс только три с половиной тысячи. Выпускники ведущего технического вуза без работы точно не останутся. Многих "разбирают" уже на третьем курсе.
"У нас есть отраслевые факультеты, которые работают прямо на предприятиях. Это такие предприятия, как "Алмаз-Антей", НПО "Энергия", НПО машиностроения" — ведущие космические и оборонные предприятия", — подчеркнул Александр Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Естественно, выпускники Бауманки, МГУ и МГИМО работу найдут, а что с остальными?
Вот статистика. В этом году с учетом демографической ямы конца 90-х школы выпустили 760 тысяч человек. Прибавляем сюда выпускников колледжей и лицеев, да еще тех, кто не поступил в прошлом году, и получаем около миллиона абитуриентов. И все они, если есть желание и деньги, могут получить высшее образование, потому как 1700 российских вузов ждут их с рас простертыми объятьями, если не государственные, а их только треть от общего числа, то коммерческие уж точно. Все тот же миллион вакантных мест. Но куда потом?
"В России сложились так называемые ножницы между огромной долей наших молодых граждан, которые выбирают высшее образование, и той структуры рабочих мест, которые предоставляет экономика. Это расхождение будет увеличиваться. Понятно, что в стране не может быть такого числа инженеров, экономистов и так далее, не может быть такого числа людей с высшим образованием", — отметил Ярослав Кузьминов, ректор НИУ "Высшая школа экономики".
"В 90-е годы была идея, что рынок сам все это поставит. Рынок сам этого всего не поставил, потому что рынка образования в стране не образовалось, извините за каламбур. Да, образовался рынок абитуриентов. Это поле чудес в стране дураков, где очередной Буратино закапывает свои пять золотых и ждал, а вуз, как лиса Алиса, в свою очередь, ждал, когда Буратино уйдет", — сказал Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем.
И если элитные университеты могут себе позволить выбирать и отсеивать, остальные дерутся за каждого абитуриента. С руками и ногами отрывают тех, кто с трудом набрал минимальный балл на ЕГЭ и даже тех, кто вообще его не сдавал.
"Из примерно миллиона абитуриентов 300 тысяч попадают в вузы без ЕГЭ — иностранцы, инвалиды, но основное — это выпускники колледжей. Огромное число этих колледжей заняты только тем, что продают справки о том, что у них якобы учились, после чего молодежь с этими справками идет в вузы и поступает туда якобы по внутренним экзаменам. Как говорится, любой каприз за ваши деньги", — сказал Борис Соболев, специальный корреспондент ВГТРК, автор фильма "На дне знаний".
Но это уже полукриминальные методы.
В подмосковном Егорьевске на втором этаже торгового центра, где-то между турфирмой и магазином с шубами, по-прежнему работает один из сотни филиалов Современной гуманитарной академии. Этот непотопляемый вуз, давно лишенный лицензии, изобретает все новые схемы, чтобы оставаться на плаву и брать деньги с выпускников и их родителей. Вот одна из последних схем. Вы приносите сюда документы, пять лет учитесь дистанционно, сидя на диване, а диплом вам выдает какой-нибудь другой коммерческий вуз, у которого пока еще не отобрали лицензию.
За семестр такого обучения берут 18 тысяч рублей, и все шито-крыто. Студенты на бумагах числятся в других вузах. Сама СГА, тоже по бумагам, стала библиотекой. А этот вид деятельности никем не лицензируется. В офисе нет ни одной книги не увидели, кроме чьей-то дипломной работы и довольно толстого журнала с поступившими в этом году.
"Никакого закона СГА не нарушает. Деньг не берет ни копейки. Как она может брать деньги, если у нее нет студентов?" – говорит Наталья Силкина, директор егорьевского филиала Современной гуманитарной академии.
"Торговля продолжается. Отсутствует законный механизм. У Министерства образования нет ни возможностей, ни законных полномочий. Этим должна заниматься прокуратура. Пока примеров, чтобы прокуратура брала за одно место вот подобные вузы, мы не видим", — констатирует Борис Соболев.
В итоге страна получает миллионы неприкаянных менеджеров, адвокатов, психологов и инженеров, миллионы дипломированных лишних людей.
"Люди образованные совершенно искренне считают, что раз вложены в их образование силы, они должны что-то делать, а места нет. И эти люди — заведомо противники даже не власти, а общества. Вот вы нас выбросили, мы вам покажем. Достоевский многократно описывал в своих книгах таких интеллигентов. Господин Раскольников — ярчайший тому пример. Необязательно, конечно, бить старушек, но ведь не в этом дело. Мы от образования как-то перешли к политике, базой "белоленточников" была именно эта интеллигенция", — отметил Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем.
Из положительных тенденций последних лет — все больше абитуриентов делают выбор осознанно. Все больше выбирают инженерные специальности, педагогику. Растет престиж армейских профессий.
Воронежская военно-воздушная академия. Конкурс, как в лучших гражданских вузах. Сюда идут те, кто болеет небом и авиацией. Военный вуз довольно популярен и за пределами России. Четырнадцатый — так называемый специальный — факультет создан исключительно для иностранцев.


Источник: http://www.vesti.ru
диплом, взятка, вуз, Егорьевск, обман

Похожие публикации


Наверх