Фамильное мастерство
В некоторых семьях по женской линии передаются фамильные драгоценности. Нашей героине Наталье Николаевне ЛОГИНОВОЙ бабушка тоже кое-что передала по наследству – не менее драгоценное, но более практичное – фамильное мастерство
Семейная история
– Моя бабушка Глафира Александровна Налётова была удивительным человеком, – рассказывает Наталья Николаевна. – Она росла в крестьянской семье, где ни о каких куклах речи не было. Поэтому она никогда не жалела денег и с удовольствием покупала мне игрушки. В основном, конечно, кукол, которым впоследствии шила невероятной красоты платья. В день пенсии мы шли в магазин, который располагался на месте Пенсионного фонда. Жили мы тогда у аэродрома, идти надо было по улице Профсоюзной, а ведь в то время она была вымощена булыжником (её заасфальтировали только в середине 60-х годов), так что наше путешествие я воспринимала как нечто фантастическое. И каждый раз гадала: «Что же на этот раз купит мне бабушка?»
На прилавках были и куклы, и кукольная деревянная посуда – раскрашенные чашечки, блюдца, чайнички. Сегодня в магазинах чего только нет для детей, а раньше выбор был невелик. Сейчас для девочек продают игрушечные плиты, а тогда были игрушечные керосинки. И у меня такая была.
Для моих кукол бабушка вручную шила потрясающие платья. Этому искусству она научилась в пансионе для девочек среднего класса в Польше. Её вместе с сёстрами туда отправил отец, который по нацио-
нальности был поляк. Их два года обучали вести домашнее хозяйство – шить, вязать, готовить, разбираться в лекарственных травах.
Особенно хорошо у бабушки получалось вязать крючком – скатерти с кисточками, занавески. Даже тюль в своё время считался роскошью, которую мало кто мог себе позволить. Всё это отбеливали, крахмалили – тяжёлый труд. Помню, была у нас одна скатерть с вышитыми розами, на которые «садились» голуби. Жалею, что не сохранила такую бесподобную красоту. Примечательно, что бабушка шила только «на руках», без машинки. Обшивала всю семью. Перед большими праздниками – Новым годом, годовщиной Октябрьской революции, 9 Мая – мы всех моих кукол купали, причёсывали. Бабушка кому-то шляпку новую пошьёт, кому-то бантик или воротничок нарядный. А затем наших красавиц мы высаживали в ряд на старинном диване с полочками.
Я очень долго играла в куклы, класса до восьмого. Конечно, имея такой пример перед глазами, я просто не могла не научиться шить.
Для души
Уже став мамой, я и дочке шила одежду, сама делала выкройки. На ребёнка шить то же, что и на куклу – только размер побольше. На каждый утренник в детский сад мы приходили в новом платье. Нам говорили: «Богато живёте», а я просто по ночам на ручной машинке работала.
А внучкам шила платья для их кукол Барби. Моя соседка работала на промбазе, на которую приходили вещи из Китая, в том числе и одежда для кукол. Увидев наши наряды, она сказала, что я могу продавать их по высокой цене – это же ручная работа. Но я не продавала, потому что делала это для души, а не для заработка. К тому, чтобы создавать кукол, меня подтолк-
нула одна женщина, которая только начинала этим заниматься. Мне стало интересно. Муж как раз подарил мне ноутбук, и я стала искать информацию в Интернете.
Потом с паломнической поездкой я оказалась в Зарайске на Дне города, где проходила ярмарка-выставка, на которой впервые увидела кукол, сделанных из колготок. Они очень дорого стоили, и секрет их создания мне не раскрыли. После этого я уже знала, что искать в Сети. Первую куклу – мадам Брошкину – мастерила очень долго, около месяца, никак не могла сориентироваться, что да как. Во-первых, колготки надо варить, чтобы они «дали» нужный цвет. Но некоторые экземпляры такой экзекуции не поддаются или становятся жёлтыми. Одна единственная малюсенькая затяжечка в самом конце работы может обнулить все старания. Во-вторых, немаловажную роль играет «посадка» глаз, от которой полностью зависит мимика куклы – будет ли она доброй, злой, глупой или застенчивой. Иной раз делаешь мальчика, а глаза приклеишь и видишь, что лицо-то девичье…
Если говорить о времени, затраченном на создание одной куклы, то раз на раз не приходится. Иногда такой азарт просыпается, что до четырёх часов утра работаю. Вроде ляжешь спать, а в голове мысли крутятся: «лучше вот так сделать», «надо пришить», «а можно из другого материала попробовать»…
Кукла-женщина, кукла-ангел
Одна женщина, которая купила у меня несколько кукол для своей коллекции, спросила, не делаю ли я кукол Тильда (прим. ред.: это особенная интерьерная тряпичная кукла, которая имеет своеобразный вид: сшита целиком из ткани, имеет достаточно простой покрой и символичные черты лица – только намеченный нос, глазки-бусинки, длинные руки и ноги). Опять же помог Интернет, правда, выкройку я нарисовала сама. Возилась долго с первой куклой: стежки должны быть очень маленькими, ножки и руки надо туго набить, чтобы они были упругими и не сгибались. Как правило, для изготовления этих кукол применяют простые ткани – ситец, шерсть. А мне почему-то захотелось одеть их понаряднее... У этих «созданий» особая магия – это кукла-ангел, кукла-женщина. Им не дают имена, им даже не рисуют ротик.
Несмотря на то, что всех своих кукол я очень люблю, расстаюсь с ними легко: дарю друзьям и знакомым, есть ценители, которые покупают понравившиеся экземпляры. Самое главное, что мои куклы приносят людям радость и счастье, потому что сделаны с душой и любовью.
Они, как мои дети, выпестованы в усердии, ласке и заботе. Сейчас вот активно вяжу пинетки. Странно, но научилась совсем недавно. Могу связать и варежки, и шарфы, и шапки, а вот пинетки – не приходилось…
Я часто вспоминаю бабушку, она любила всё красивое – картины, одежду. Видимо, это любовь передалась и мне. Ведь в нашей семье куклы были не просто игрушкой, но ещё и символом, связавшим три женских поколения.
Записала Мария ТАМОНОВА.
Фото автора.
Семейная история
– Моя бабушка Глафира Александровна Налётова была удивительным человеком, – рассказывает Наталья Николаевна. – Она росла в крестьянской семье, где ни о каких куклах речи не было. Поэтому она никогда не жалела денег и с удовольствием покупала мне игрушки. В основном, конечно, кукол, которым впоследствии шила невероятной красоты платья. В день пенсии мы шли в магазин, который располагался на месте Пенсионного фонда. Жили мы тогда у аэродрома, идти надо было по улице Профсоюзной, а ведь в то время она была вымощена булыжником (её заасфальтировали только в середине 60-х годов), так что наше путешествие я воспринимала как нечто фантастическое. И каждый раз гадала: «Что же на этот раз купит мне бабушка?»
На прилавках были и куклы, и кукольная деревянная посуда – раскрашенные чашечки, блюдца, чайнички. Сегодня в магазинах чего только нет для детей, а раньше выбор был невелик. Сейчас для девочек продают игрушечные плиты, а тогда были игрушечные керосинки. И у меня такая была.
Для моих кукол бабушка вручную шила потрясающие платья. Этому искусству она научилась в пансионе для девочек среднего класса в Польше. Её вместе с сёстрами туда отправил отец, который по нацио-
нальности был поляк. Их два года обучали вести домашнее хозяйство – шить, вязать, готовить, разбираться в лекарственных травах.
Особенно хорошо у бабушки получалось вязать крючком – скатерти с кисточками, занавески. Даже тюль в своё время считался роскошью, которую мало кто мог себе позволить. Всё это отбеливали, крахмалили – тяжёлый труд. Помню, была у нас одна скатерть с вышитыми розами, на которые «садились» голуби. Жалею, что не сохранила такую бесподобную красоту. Примечательно, что бабушка шила только «на руках», без машинки. Обшивала всю семью. Перед большими праздниками – Новым годом, годовщиной Октябрьской революции, 9 Мая – мы всех моих кукол купали, причёсывали. Бабушка кому-то шляпку новую пошьёт, кому-то бантик или воротничок нарядный. А затем наших красавиц мы высаживали в ряд на старинном диване с полочками.
Я очень долго играла в куклы, класса до восьмого. Конечно, имея такой пример перед глазами, я просто не могла не научиться шить.
Для души
Уже став мамой, я и дочке шила одежду, сама делала выкройки. На ребёнка шить то же, что и на куклу – только размер побольше. На каждый утренник в детский сад мы приходили в новом платье. Нам говорили: «Богато живёте», а я просто по ночам на ручной машинке работала.
А внучкам шила платья для их кукол Барби. Моя соседка работала на промбазе, на которую приходили вещи из Китая, в том числе и одежда для кукол. Увидев наши наряды, она сказала, что я могу продавать их по высокой цене – это же ручная работа. Но я не продавала, потому что делала это для души, а не для заработка. К тому, чтобы создавать кукол, меня подтолк-
нула одна женщина, которая только начинала этим заниматься. Мне стало интересно. Муж как раз подарил мне ноутбук, и я стала искать информацию в Интернете.
Потом с паломнической поездкой я оказалась в Зарайске на Дне города, где проходила ярмарка-выставка, на которой впервые увидела кукол, сделанных из колготок. Они очень дорого стоили, и секрет их создания мне не раскрыли. После этого я уже знала, что искать в Сети. Первую куклу – мадам Брошкину – мастерила очень долго, около месяца, никак не могла сориентироваться, что да как. Во-первых, колготки надо варить, чтобы они «дали» нужный цвет. Но некоторые экземпляры такой экзекуции не поддаются или становятся жёлтыми. Одна единственная малюсенькая затяжечка в самом конце работы может обнулить все старания. Во-вторых, немаловажную роль играет «посадка» глаз, от которой полностью зависит мимика куклы – будет ли она доброй, злой, глупой или застенчивой. Иной раз делаешь мальчика, а глаза приклеишь и видишь, что лицо-то девичье…
Если говорить о времени, затраченном на создание одной куклы, то раз на раз не приходится. Иногда такой азарт просыпается, что до четырёх часов утра работаю. Вроде ляжешь спать, а в голове мысли крутятся: «лучше вот так сделать», «надо пришить», «а можно из другого материала попробовать»…
Кукла-женщина, кукла-ангел
Одна женщина, которая купила у меня несколько кукол для своей коллекции, спросила, не делаю ли я кукол Тильда (прим. ред.: это особенная интерьерная тряпичная кукла, которая имеет своеобразный вид: сшита целиком из ткани, имеет достаточно простой покрой и символичные черты лица – только намеченный нос, глазки-бусинки, длинные руки и ноги). Опять же помог Интернет, правда, выкройку я нарисовала сама. Возилась долго с первой куклой: стежки должны быть очень маленькими, ножки и руки надо туго набить, чтобы они были упругими и не сгибались. Как правило, для изготовления этих кукол применяют простые ткани – ситец, шерсть. А мне почему-то захотелось одеть их понаряднее... У этих «созданий» особая магия – это кукла-ангел, кукла-женщина. Им не дают имена, им даже не рисуют ротик.
Несмотря на то, что всех своих кукол я очень люблю, расстаюсь с ними легко: дарю друзьям и знакомым, есть ценители, которые покупают понравившиеся экземпляры. Самое главное, что мои куклы приносят людям радость и счастье, потому что сделаны с душой и любовью.
Они, как мои дети, выпестованы в усердии, ласке и заботе. Сейчас вот активно вяжу пинетки. Странно, но научилась совсем недавно. Могу связать и варежки, и шарфы, и шапки, а вот пинетки – не приходилось…
Я часто вспоминаю бабушку, она любила всё красивое – картины, одежду. Видимо, это любовь передалась и мне. Ведь в нашей семье куклы были не просто игрушкой, но ещё и символом, связавшим три женских поколения.
Записала Мария ТАМОНОВА.
Фото автора.
Источник: http://inegorievsk.ru