Наши выпускники без работы не останутся

Российское студенчество отмечает 25 января свой праздник. Как шутят сами виновники торжества: «Быть студентом хорошо, только учёба мешает». Шутки шутками, но на самом деле современные студенты в условиях жесточайшей конкуренции в сфере трудоустройства нацелены на результат, понимая, что именно сейчас – во время длинных лекций, практических занятий, сессий –закладывается фундамент их успешной карьеры. Об этом наша беседа с директором Егорьевского технологического института (филиал) МГТУ «Станкин» Владимиром Константиновичем ШЕХОРИНЫМ.

Годы студенчества
– Владимир Константинович, расскажите, пожалуйста, о своих студенческих годах…
– Я учился в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (прим. ред. – сейчас Российский университет дружбы народов) на инженерном факультете. У нас до сих пор сохранилась хорошая традиция – раз в два–три года мы с однокурсниками собираемся, отмечая круглые даты университета, факультета и кафедры. По возможности, конечно. Кроме того, я поддерживаю связь и с кафед-рой технологий машиностроения – это же и наша базовая специальность…
– Поступить, наверное, было непросто?
– Это, что называется, отдельная тема. В то время, чтобы поступить в учебное заведение такого ранга, по комсомольской линии необходимо было пройти партийный отбор. Отбор был очень жёстким, можно сказать, он был гораздо страшнее, нежели сами вступительные экзамены, которые в памяти у меня особо не отложились. Чего нельзя сказать об этом отборе, длившемся в течение года. Начиналось всё здесь, в Егорьевске – сюда приехали представители университета, чтобы лично проследить за отбором кандидатов – на город была разнарядка. Сначала мы экзаменовались в горкоме ВЛКСМ, потом в Московском городском комитете ВЛКСМ, в МГК партии, а затем был предварительный экзамен по страноведению – нужно было знать все страны мира, кто там лидер, какой политический строй. Комиссия состояла примерно человек из 20, они задавали перекрёстные вопросы – после такого отсева оставалось полтора человека на место, а было 30 человек на место.
– И вот Вы – студент одного из самых престижных вузов страны…
– Одним из главных условий которого было то, что все студенты, независимо – москвич ты или сибиряк, жили в общежитии и жили дружно. В летних лагерях с песнями и гитарами прошли практически всё Прид-
нестровье – Меренешты, Тирасполь, Бендеры… Перед Олимпиадой-80 подводили канализацию к Олимпийской деревне. А вот в поля, как другие студенты, мы не ездили. Вместо этого нас два раза в неделю вывозили на овощные базы в Бирюлёво – мы этого не любили, потому что потом приходилось три часа пешком возвращаться ночью, а в Канатчиково нам нравилось – мы разгружали бананы, виноград, арбузы, дыни…
– Были ли на вашем курсе какие-то традиции, приметы, суеверия…
– У нас в группе была одна традиция… Я хорошо учился, окончил университет с отличием. Метод подготовки к экзаменам у меня был такой – летом, например, готовился здесь, в саду, или уезжал на велосипеде в лес, расстилал плед и учил – тишина, никто не мешает… За день до экзаменов я приезжал в общежитие, и у меня в комнате собиралась вся группа. Я отвечал по всем билетам, все были в восторге. На протяжении всех шести лет наша группа так готовилась к экзаменам. Хотя полностью на память я всё-таки не полагался – писал шпоры, правда ни разу в жизни ими так и не воспользовался – перед самым экзаменом отдавал их кому-нибудь.
Это сейчас первые дни января считаются праздничными, экзаменов в это время почти никаких нет, а тогда на это скидку не делали. Как-то раз я 1 января сдавал марксистско-ленинскую философию, в другой год 2 января – политэкономию. Один раз так получилось, что Новый год я встретил в метро, когда перед экзаменами ехал в общежитие.
– А стипендию Вам выплачивали?
– У нас были повышенные стипендии. У иностранцев, кажется, 93 рубля, у нас по 65
рублей, обычная была где-то в районе 50 рублей.
Мы на эту стипендию жили, родители немного помогали… Хотя были всякие смешные случаи. У нас занятия проходили в разных корпусах, до которых нужно было добираться на метро, трамваях… В какой-то из дней в пути решили подкрепиться в кафе «Южное» на Ленинском проспекте, недалеко от «Шаболовки». Мы заказали что-то с котлеткой… В итоге нам принесли счёт – с каждого по 10 рублей. Для студента – это немыслимая сумма, можно сказать, катастрофа: на эти деньги можно было неделю жить…

Профессиональная география
– Сегодня многие студенты пытаются работать чуть ли не с первого курса…
– Да, это так. Ну а кем их могут взять? Только на должности без квалификации – в подсобные рабочие или
в охрану. Наших студентов уже на третьем курсе берут на инженерные должности, а после окончания института они укрепляются на этих предприятиях. В этой сфере показателен наш совместный проект дуального обучения с ООО «Кроношпан». Во-первых, сама администрация завода может посмотреть, кто их устраивает, да и для ребят это реальная возможность устроиться на хорошем месте. Наше учебное расписание согласовано с ООО «Кроношпан», мы ввели некоторые дополнительные дисциплины, в которых заинтересовано предприятие. У института вообще хорошие связи с производственниками, что выгодно отличает нас от других вузов аналогичного профиля.
С 42 предприятиями заключены договоры на всевозможные практики, сотрудничество – студенты пишут и курсовые работы, и дипломы защищают проекты.
– То есть ваши выпускники не испытывают проблем с трудоустройством?
– Абсолютно. Инженерные специальности востребованы как никогда. Тем более что сегодня остро стоит вопрос восстановления инструментальной промышленности в стране. В этом году мы активно осваивали полученный грант Московской области (2 миллиона рублей), который получили за проект по разработке и внедрению отечественного инструмента.
В связи с санкциями даже ведущие предприятия оборонной промышленности оказались под ударом, потому что в технологическом процессе занято лишь около 15 процентов отечественных инструментов, остальное приходится на долю разных стран, в том числе Китая.
Но чтобы заменить западный инструмент на отечественный, необходимо сначала провести ряд производственных экспериментов, доказать, что по качеству он не уступает заграничным аналогам, дешевле… Это трудоёмкий процесс. И мы как раз над этим работаем – с новыми материалами, аналогов которым нет в мире. В рамках работы над этим проектом мы объехали много профильных предприятий, где встречали своих выпускников, которые занимают ключевые посты: главный технолог, главный металлург (например, на Воскресенском машиностроительном заводе «Салют»).
– Владимир Константинович, в «Станкине» можно получить и вторую профессию?
– Да, можно. Ежегодно примерно 10–15 человек защищают диплом (иностранный профессиональный язык) в МИСиСе, с которым мы тесно сотрудничаем. Теперь наши выпускники работают по всему миру – в строительных и технологических компаниях в Сингапуре, Лондоне, Бразилии… Эта география дорогого стоит.
Мы открыты для нового сотрудничества. Так как вуз небольшой, то есть возможность готовить человека на конкретное место – это огромный плюс.

Умеренный консерватизм
– У ваших студентов есть какие-то особенные традиции, приметы? Отмечают ли они День студента?
– В это время как раз проходит сессия, так что если и отмечают, то скромно (улыбается). Что касается традиций и примет, то одно время я даже вёл тетрадь, в которой записывал студенческие странности. А потом, на вручении дипломов, отдавал студентам почитать кое-что про них. Смеялись до слёз. Был такой случай. Приводят ко мне в кабинет двоих студентов. Они разбили учебные стеклянные доски, на которых с одной стороны можно было писать мелом, а с другой – фломастерами. Ну что делать? Заставил писать объяснительные, для студента – страшное дело. Они немного подумали, написали… Собрал – читаю: «Ваня бегал по столам, случайно споткнулся, я его не успел поймать, он головой ударился в доску, доска разбилась». Мы им потом устроили трудотерапию – так они освоили технологию изготовления досок: нашли стекло, отшлифовали, нанесли покрытие – можно было сразу дипломную работу писать.
– Сегодня в образовательной сфере много реформ. На пользу ли они?
– Реформ очень много. Государственный стандарт меняется раз в два года – даже одно поколение студентов не успевает проучиться по одному стандарту, и мы постоянно находимся в режиме «перестройки». Сфера образования должна развиваться в умеренном консерватизме, когда всё проверенное хорошее не изменяется, а сохраняется. В результате многоступенчатого мониторинга в России количество вузов сократилось более чем на 1000. Только в Московской области одномоментно были закрыты 66 учебных заведений. Мы попали в шесть вузов, которые не закрыли. Это о чём-то говорит…
– Владимир Константинович, что Вы хотите пожелать всем студентам в их праздник?
– Я пожелаю оптимизма, удачи, особенно на сессиях! Чтобы они были успешны в профессиональной и личной жизни!
Мария ТАМОНОВА.
Фото автора и из архива ЕТИ «Станкин».


Источник: http://inegorievsk.ru
станкин, егорьевск, студент, работа, учеба

Похожие публикации


Наверх